Удивительные фигуры

Эта книга посвящается Дж. К. Томасу, который первым познакомил меня с невозможным предметом, и Джону Э. Уэллсу, который от всей души разделил мой энтузиазм.

Введение

– Это не поможет! – сказала она – Нельзя поверить в невозможное!

– Просто у тебя мало опыта, – заметила королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака

Льюис Кэрролл, "Алиса в зазеркалье" (1872)

Невозможное это то, что просто не может существовать или случиться...

На протяжении всей истории люди сталкивались с оптическими иллюзиями того или иного рода. Достаточно вспомнить мираж в пустыне, иллюзии, создаваемые светом и тенью, а также относительным движением. Широко известен следующий пример: луна, поднимающаяся из-за горизонта, кажется гораздо больше, чем высоко в небе. Все это – лишь несколько любопытных явлений, которые встречаются в природе. Когда эти явления, обманывающие зрение и ум, были впервые замечены, они стали волновать воображение людей.

С давних времен оптические иллюзии использовались, чтобы усилить воздействие произведений искусства или улучшить внешний вид архитектурных творений. Древние греки прибегали к оптическим иллюзиям, чтобы довести до совершенства внешний вид своих великих храмов. В эпоху Средневековья смещенную перспективу иногда использовали в живописи. Позднее многие другие иллюзии использовались в графике. Среди них единственный в своем роде и относительно новый вид оптической иллюзии известен как "невозможные объекты".

Одним из важных навыков для людей, работающих в технической сфере, является способность воспринимать трехмерные объекты в двухмерной плоскости. Невозможные объекты построены на использовании трюков с перспективой и глубиной в рамках двухмерного пространства. Невозможные в реальном трехмерном пространстве, они действуют на наше зрение благодаря смещенной перспективе, манипуляциям с глубиной и плоскостью, обманчивым оптическим намекам, несоответствиям планов, игре света и тени, неясным соединениям, благодаря неправильным и противоречивым направлениям и связям, измененным точкам кода и другим "фокусам", к которым прибегает художник-график. Все эти технологии построены на перспективе, которая сама по себе является иллюзией, поскольку она используется для создания видимости – или иллюзии – глубины в трехмерном пространстве, Если взглянуть на перспективу в этом свете, то невозможные объекты – это иллюзия вдвойне.

При создании невозможных объектов используются все вышеупомянутые необычные приемы. Они завораживают наше воображение и дразнят своими загадочными свойствами. В то же время они помогают понять процессы зрительного и умственного восприятия, поскольку воображение пытается найти какое-либо цельное решение этой загадки, совместимое с реальностью. Но пока глаз воспринимает, а мозг осмысливает, мы вынуждены смириться со зрительным противоречием, которое никогда не встретится в реальной жизни. Из всех существующих оптических иллюзий невозможные объекты, пожалуй, самые завораживающие. Те фокусы, которые они вытворяют с нашим воображением, и та игривость, с которой они смущают человеческую душу, делают их особенно увлекательными.

Невозможные объекты противоречат нашим фундаментальным представлениям о восприятии. Например, глядя на какую-либо фигуру в этой книге, мы сначала воспринимаем ее как трехмерный объект, но потом понимаем: что-то здесь не так. Минутой позже нам становится ясно, что объект не может существовать в пространстве, хотя он явно существует на бумаге. Невозможно не двухмерное их представление, а именно трехмерное. Другими словами, удивительные фигуры представляют собой объекты нереального мира: их можно представить себе и даже нарисовать, но в реальности создать нельзя. И именно это делает их привлекательными.

Также немаловажно, что невозможные объекты отличаются от других невозможных явлений. С одной стороны, мы можем представить себе женщину с рыбьим хвостом – русалку, даже если мы знаем, что русалок не существует, нам не составит труда нарисовать ее. С другой стороны, мы не можем представить себе квадратный круг или нарисовать что-то подобное. Расхождение между понятиями "квадрат" и "круг" настолько велико, что их нельзя объединить в нечто целое, – следовательно, такая вещь невозможна ни в нашем воображении, ни в реальности. Ни круг, ни квадрат не несут в себе самого важного для невозможных объектов качества – признака двусмысленности. В невозможных объектах же присутствует эта двусмысленность, но наше воображение не может найти ей объяснения.

Как уже было сказано выше, невозможные объекты с их нарушением всех наших глубоко культивируемых представлений о внешнем мире захватывают нас на каком-то глубинном, загадочном, подсознательном уровне. Когда мы рассматриваем их, смутное беспокойство подталкивает нас взглянуть поближе. Внезапно привычный мир, кажущийся таким стабильным, надежным и устойчивым, рушится в одночасье, как будто в странном сне. И только продолжая пристально разглядывать, казалось бы, меняющийся объект, мы осознаем, что введены в заблуждение только в нашем воображении, а не в реальности. В конце концов мы, возможно, скажем, что реальность вновь стала привычной, и засмеемся, как будто избежали несчастного случая!