Творчество Жоса де Мея

Статья в журнале "Введенская сторона"

Одним из видов оптической иллюзии, используемой в современном искусстве, является изображение невозможных фигур и конструкций. Невозможные фигуры известны достаточно давно. Они встречаются в отдельных картинах художников XVI - XVII в., а также в иконах и фресках. Но часто оказывается непонятным, является ли неправильность картин замыслом или ошибкой автора. Широкую известность невозможные фигуры получили в середине XX в., чему способствовала популярность голландского художника М.К. Эшера, изображавшего на своих гравюрах замысловатые невозможные фигуры. С этого момента множество художников в разных странах мира стали использовать этот вид иллюзий в своем творчестве.

Одним из наиболее известных современных художников, изображающих невозможные конструкции, является художник из Бельгии Жос де Мей.

Жос де Мей (Jos de Mey) родился в 1928 году в Бельгии. Обучался в Королевской Академии Изящных Искусств в Генте (Бельгия), а затем на протяжении 39 лет обучал студентов дизайну интерьеров. С 1968 года, оставив преподавание, он полностью сконцентрировался на рисовании. Первые его работы, еще в период преподавания, были основаны на использовании различных математических законов и последовательностей, таких как ряд Фибоначчи и золотое сечение, но с 1976 года он с особой выразительностью стал использовать обман зрения, наряду с точным воспроизведением материалов и эффекта света и тени. Он стал уделять огромное внимание окружению, детально прорисовывая небо, траву, деревья, дома, воду и проч. Ландшафты, изображенные на картинах, являются типичными для Фламандии, где живет художник. Изображение невозможных фигур как таковых только увеличивает кажущуюся реалистичность.

На многих картин ах художника изображены люди, которые изначально были персонажами картин известных голландских художников, земляков Жоса де Мея, М.К. Эшера, Питера Брейгеля и Рене Магритта. По словам самого Жоса де Мея, они играют роль статистов, предназначенных для того, чтобы показать масштаб конструкций. Ведь невозможные конструкции являются главной частью в каждой картине художника. Сооружение выглядит больше, если люди изображены значительно меньше сооружения, и наоборот, чем больше люди на картине, тем меньше выглядит сооружение.

Также часто на картинах Жоса де Мея изображена сова. Эта птица в Голландии имеет двоякое значение, с одной стороны - она является символом теоретических знаний, а с другой стороны - совой голландцы называют человека, который выглядит глупо.

Жос де Мей и по сей день продолжает творить свои неповторимые картины, которые демонстрируются на выставках на родине художника в Бельгии и в других странах.

Существует большое число и других авторов, изображающих невозможные фигуры на своих картинах. Узнать о них подробнее и увидеть картины можно в интернете на сайте "Невозможный мир".


 Данная статья была напечатана в журнале "Введенская сторона" (N2, 2006) в рубрике "Гость номера". "Введенская сторона" - журнал искусстве для школьников, учителей и родителей, издается в городе Старая Русса (Новгородская область) 4 раза в год.

Журнал "Введенская сторона" посвящен мировой культуре, детскому и юношескому творчеству, выявлению и поддержке молодых дарований, нравственному и духовному воспитанию, формированию культуры молодежи, профессиональному обучению. Публикует творческие конкурсы. Выходит четыре раза в год. Глянцевый, богато иллюстрирован. Широко распространяется по всей России среди учащихся школ, гимназий, колледжей, художественных и музыкальных школ, школ искусств, студентов средних и высших учебных заведений. Его с успехом могут использовать учителя общеобразовательных школ на уроках литературы, истории, МХК, изобразительного искусства, музыки, на классных часах. Журнал для семейного чтения.

Творчески активная молодежь заинтересована в публикации своих работ (стихов, прозы, эссе, рисунков). Особенно трудно заявить о себе одаренным детям, живущим далеко от культурных центров. Стремление быть опубликованным стимулирует творческую активность школьников и студентов, заставляет их оттачивать мастерство, повышать интеллектуальный уровень, что очень важно для самовыражения, самоутверждения и формирования личности. Журнал отдает свои страницы молодым, открывая для них новые возможности.

"Введенская сторона" стала своеобразным клубом, объединяющим широкий круг людей, обеспокоенных судьбой талантливой молодежи. Об этом говорит большое количество доброжелательных писем и устных отзывов, поступающих в редакцию.

 Адрес редакции журнала: 175200, Россия, г. Старая Русса, Советская набережная, 18-61.

Телефон: (816-52) 5-15-79, 5-47-90

E-mail: lokotkov@inbox.ru

Сайт журнала http://www.art-storona.ru

Введенская сторона (обложка)

Титульный лист Optische Fenomenen

Статья об этом номере журнала "Введенская сторона" была опубликована в июльском номере голландского периодического издания Optische Fenomenen (http://www.optische-fenomenen.nl), посвященного обзорам изданий об оптических иллюзиях и других оптических явлений. В этой статье в качестве иллюстрации была использована изображение обложки журнала с картиной Жоса де Мея.