Альбом с выставки Оскара Реутерсарда с московском Центре Современного Искусства.
Статья Ларса Клеберга
"Японские перспективы" Оскара Ройтерсверда отражают проблему иллюзии и реальности, которой он занимался всю жизнь. В Швеции "невозможные фигуры" вышли за привычные рамки изобразительного искусства (их знает каждый школьник, они изображаются на наших почтовых марках!). В международном плане они сделали художника знаменитым - у него множество последователей и несколько имитаторов.
Still, Oscar Reutersvard’s images retain their immediate freshness and beauty. The reason is, perhaps, that they are constantly in movement; they oscillate on the border-line between geometrical theory and art, between the logic and the mystic. Looked upon from the point of view of theory, they appear to us as beautiful artworks; from the point of view of “pure” art, they. are strikingly theoretical. From the point of view of logic, the impossible figures lead into the mystic; from the point of view of mysticism, they are absolutely transparent.
И все же образы Оскара Ройтерсверда сохраняют свою первоначальную свежесть и красоту. Объясняется это, пожалуй, тем, что они постоянно в движении; они колеблются где-то на грани геометрической теории и искусства, между логикой и мистикой. Когда их рассматриваешь с точки зрения теории, они выглядят как прекрасные произведения искусства; с точки зрения "чистого". искусства, они кажутся нам голой теорией. С точки зрения логики, невозможные фигуры приводят нас в область мистического; с точки зрения мистицизма, они абсолютно прозрачны. Для человека моего склада, обладающего весьма ограниченной способностью к логическому мышлению и отнесению различных жизненных аспектов к той или иной категории в любой глобальной системе, осмысление образа Оскара Ройтерсверда приводит к появлению чувства облегчения как после сеанса терапии (и часто сопровождается желанием расхохотаться). Изображенный образ в каждой своей части (на уровне части) непротиворечив. В глобальном плане, изображение создает приятный образ единого целого, но в чем-то он противоречит частям. "Невозможным" является переход от части к целому, он отправляет нас в бесконечное путешествие от частей к целому и от целого к его частям. И невозможно найти ту самую точку на фигуре, в которой и происходит этот переход от части к целому.
Образы Оскара Ройтерсверда принадлежат к миру парадоксов, который мы время от времени должны посещать, чтобы в конце концов не слиться с обоями на стене, к чему ведет нас наше повседневное автоматизированное восприятие. В этом мире в невесомости плавают скалы Рене Магритта и никого не удивляют слова польской поэтессы Виславы Щимборской:
- Я пунктуально не прибыла в город N...
- Вы были проинформированы неотправленным письмом...
- Вам удалось не-прийти в назначенный час...
В этом воображаемом мире и вы, и я, вместе, с легкостью взбираемся по бесконечной лестнице и с невозможного угла входим в серый дом Оскара Ройтерсверда. И пусть эта растерянная улыбка, с которой мы просыпаемся, остается с нами до конца дня.
Ларс Клеберг