Наследие Эшера. К столетию со дня рождения

Между иллюзией и реальностью

Сандро дель Прет

Мое первое знакомство с картинами М.К. Эшера состоялось в 1979 во время, когда я заканчивал свою первую книгу [3]. Это знакомство открыло мне, что я был не единственным, когда приходят в голову такие "безумные" идеи, и у кого есть возможность изобразить их на бумаге. Я был убежден, что мы с Эшером - родственные души, и наши умы, казалось, думают и анализируют похожим способом. Поэтому я был способен понять, что Эшер должен быть чувствовать, когда он начал разбирать противоречия в повседневных явлениях, придавая художественное выражение вновь открытым законам, достигая удивительных эффектов необычными комбинациями элементов, перенесенных на бумагу новыми способами. Что же сподвигло Эшера смотреть на вещи таким образом?

Ко мне это пришло при созерцании хамелеона. Я спросил себя, какое представление о мире должно иметь это животное спобособное смотреть вперед и назад в одно и то же время! Я также попытался совместить два вида перспективы на бумаге. Поэтому я был очарован картинами Эшера, и его работы в дальнейшем повлияли на мое творчество и вдохновили на дальнейшую работу.

Однако есть одна особенность, характерная и для моих картин и для картин Эшера. У меня, идея, которая заложена в основу картины, - является важнейшей неотъемлемой ее частью. Идея дает картине смысл. Во введении к своей первой книге Эшер дает понять, что его литографии "были созданы для того, чтобы показать определенный ход мыслей" [1]. Во многих описаниях его работ, а также в лекциях и статьях он разъяснял свое желание выразить свои идеи в виде картин. Естественно, техника и талант также важны для перевода идей на лист бумаги.

Но есть и различия между картинами Эшера и моими. Я пытаюсь создавать эстетически прекрасные картины с привлекательными и иногда юмористическими персонажами. Поэтому вы найдете не очень много математической точности в моих картинах, что всегда присуще картинам Эшера. И он действительно является мастером, которого невозможно превзойти.

Хотя он часто чувствовал себя одиноки в на выбранном им художественном пути, если работы вдохновили нескольких современных художников. Он больше не может расцениваться как незначительная фигура в истории изобразительных искусств. Сегодня, через сто лет со дня его рождения, он стоит в центре движения, которое увлекло многих художников по всему миру. Эти художники не просто имитатора, но вдохновленные его духом и его работами создают изображения своих собственных идей.

Я представлю читателям четыре своих работы в качестве примеров.

Рис. 1. Сандро дель Прет. Бесконечная лестница - Hommage à Escher, 1998. Цветной рисунок

Это здание состоит из четырех башен. Однако, кажется, что каждая башня начинается с башни, которая находится ниже нее, и оказывается невозможным определить, какая башня является самой верхней, а какая самой нижней. Зритель может следовать взглядом по лестнице, которая ведет "вверх" от одной башни к другой так никогда и не достигая "верха".

Рис. 2. Сандро дель Прет. Скрученный монастырь, 1998. Цветной рисунок.

Маленькая лестница ведет к основанию монастыря. Основание монастыря опирается на книги, поставленные друг на друга, символизируя знания, на основе которых создан монастырь. Однако конструкция данного монастыря скручена до такой степени, что оно кажется каким-то мистическим. Зритель видим монахов, поднимающих корзину с овощами. Их вертикальная веревка, кажется, подтверждает, что самая дальняя часть монастыря является на самом деле самой ближней.

Рис. 3. Сандро дель Прет. Искривленная шахматная доска, 1983. Литография по камню

Шахматная доска выглядит искривленной, так как фигуры внизу стоят на одной стороне доски, а фигуры сверху стоят на другой. Однако все линии доски изображены прямыми параллельно друг другу. Не смотря на это лестницы кажутся искривленными. Искривление доски создается лишь в нашем воображении, так как наше восприятие сообщает, что это логично.

Рис. 4. Сандро дель Прет. Между иллюзией и реальностью, 1995. Цветной рисунок.

Каменные блоки, образующие эту массивную стену, формируют границу между двумя мирами. Это иллюзорная конструкция, составленная из камней весом в несколько тонн, хотя некоторые из них кажутся исчезающими в воздухе. Этот памятник прошлому дает начало бесконечному вопросу: "Что такое иллюзия, и где начинается реальность?".

Литература