Имп-арт

Самостоятельным направлением в опарте является так называемый имп-арт (imp-art), использующее для достижения оптических иллюзий особенности отображения трёхмерных объектов на плоскости. Здесь мы видим изображения объектов, не существующих в пространстве – элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующей их однозначному восприятию. Подобные невозможные фигуры прекрасно демонстрируют особенности нашего восприятия пространства, ведь любая картина в сущности представляет собой набор линий и цветовых пятен, расположенных на плоскости! От художника требуется определённое мастерство, чтобы убедить зрителя в наличии объёма, перспективы, создать иллюзию пространства в своём произведении. "Рисовать – значит обманывать" – эти слова М.К. Эшера исполнены глубокого смысла. Невозможные фигуры дают почувствовать масштабы этого обмана.

* * *

"Отцом" невозможных фигур по праву считается шведский художник Оскар Реутерствард (Oscar Reutersvärd). Это имя совсем неизвестно в России, но для шведов это имя звучит так же как для нас Шишкин – его знает каждый ребенок. Хотя различные элементы невозможности в изобразительном искусстве в единичных экземплярах в встречались и до Реутерсварда (в работах Уильяма Хогарта, Питера Брейгеля, Марселя Дюшампа), подавляющую часть работы и исследований в этой области совершил именно он. Кроме всеобъемлющей классификации невозможных фигур, им были написаны тысячи и картин и эскизов.

Реутерсвард был одним из представителей авангардистского направления в живописи – пуризм, в рамках которого использовались только чистые геометрические формы. Поэтому на большинстве его работ изображены геометрически точные фигуры на белом фоне. Кроме этого почти все фигуры представлены в изометрической проекции. Первую невозможную фигуру Оскар Реутерсвард изобразил в 1934 году. Это был невозможный треугольник, составленный из 9 одинаковых кубиков. В 80-х годах прошлого столетия шведское правительство решило увековечить три картины художника на почтовых марках, одной из них стал и невозможный треугольник.

Возможно, из-за чрезмерной аскетичности техники рисования работы Реутерстварда не получили большой известности. И не смотря на огромную проделанную им работу невозможные фигуры стали известными широкой публике благодаря совершенно другим людям.

В 1954 году невозможный треугольник независимо от Реутерсварда был повторно открыт английским математиком и физиком Роджером Пенроузом. Он нарисовал треугольник в его привычном виде, добавив к нему еще эффект перспективы, что придало фигуре еще более невозможный эффект. Хотя каждый из углов невозможного треугольника в отдельности выглядит вполне нормально, но соединение их всех вместе вызывает иллюзию невозможности данной фигуры в трехмерном пространстве.

В 1958 году Роджер в соавторстве со своим отцом Лайонелом Пенроузом опубликовал статью о невозможных фигурах в "Британском журнале психологии". Публикация данной статьи стала поворотным событием в истории невозможных фигур. Она попала в руки сразу нескольким людям, решившим использовать невозможные фигуры в своем творчестве. Среди них можно назвать М. К. Эшера (M. C. Escher) и Жоса де Мея (Jos de Mey).

Большую известность невозможные фигуры получили после создания голландским художником М. К. Эшером трех литографий – "Бельведер", "Водопад", и "Восхождение и Спуск". Больше всего Эшер известен своими мозаичными изображениями. Но художник, увлеченный математикой, не мог пропустить такой уникальной идеи изображения невозможной реальности. Идеи этих литографий дали толчок к творчеству многих и многих художников по всему миру. Среди наиболее известных стоит упомянуть бельгийского художника Жоса де Мея, швейцарского Сандро дель Пре (Sandro del Prete) и венгерского Иштвана Ороса (Istvan Orosz). Кроме этого к картинам Эшера, изображающим невозможную реальность, можно отнести "Дом лестниц" и "Рисующие руки".

Под влиянием работ Эшера, а также статьи Пенроузов, бельгийский художник и дизайнер  Жос де Мей изменил направление своего художественного творчества на использование невозможных сооружений. До этого он визуализировал различные математические законы, например, последовательность Фибоначчи и проч. Точные до мельчайших деталей и реалистичные как фотографии картины де Мея производят невероятный реалистичный эффект. В основном в картинах де Мея использован эффект нарушения перспективы, когда в разных частях одной и той же картины различные объекты имеют неодинаковое расположение друг относительно друга. Главной темой его работ являются всевозможные архитектурные сооружения, помещенные в традиционное фламандское окружение полей, холмов и рек. В его картинах часто можно встретить персонажей с картин других художников (в том числе и Эшера), а также почти на каждой его картине присутствует изображение совы, которая для голландцев носит двойственный смысл. С одной стороны сова для голландцев является символом теоретических знаний, а с другой этим словом они называют глупого человека.

Не менее известным художником невозможных миров является швейцарский художник Сандро дель Пре. Особого внимания заслуживают его работы, в которых соединены несколько видов на один тот же объект таким образом, что эти объединенные виды образуют невозможный объект. Наиболее известные картины, выполненные таким образом, называются "Шахматная доска" и "Поезд". К этим картинам неприменимы термины "верх", "низ", "право" или "лево", так как все направления являются равноправными. Кроме этого перу Сандро дель Пре принадлежит картина, на которой изображена одна из немногих невозможных конструкций, не имеющих углов, – "Космические колеса".

Венгерский художник Иштван Орос использует невозможные фигуры при оформлении плакатов и постеров, а также гравюр и эскизов. Среди его работ встречается большое количество картин с невозможными окнами, а также есть целая серия картин с невозможными колоннадами в виде различных беседок, развалин античных храмов и проч.

Среди последователей Эшера менее известен современный американский художник Дж. Д. Хиллберри. Ряд его работ продолжают тему гравюры М.К. Эшера "Рисующие руки". Герои его работ как бы выходят за пределы графического листа, пытаясь переделать самих себя. Одна из картин "Кошмар Эшера" представляет собой на первый взгляд знаменитую картину "Рисующие руки", пока, присмотревшись, наблюдатель не увидит разницу: у Эшера две руки рисуют друг друга, а у Хиллберри – одна рисует, а другая стирает. Выполненные карандашом рисунки Хиллберри выглядят  невероятно реалистично.

Конечно, наибольшее количество последователей в области изображения невозможных фигур у Эшера, которых можно перечислять и перечислять. Однако есть последователи и у Реутерсварда. Одним из наиболее ярких наследников шведского художника можно назвать венгерского художника Тамаша Фаркаша. Его невозможные фигуры представляют настолько сложные переплетения, что иногда сложно поверить, что такие фигуры вообще могут быть придуманы человеком. Однако большинство из них представляют собой удачно совмещенные копии одних и тех же фрагментов.

Можно еще долго рассказывать о художниках и их работах, но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому дополнительную информацию Вы можете почерпнуть гуляя по сайту.

Влад Алексеев
© 2003