События
Выставка Эрика Йоханссона "По ту сторону реальности" в Москве
С 14 февраля по 12 мая 2019 в Москве в Центре фотографии им. братьев Люмьер при поддержке посольства Швеции в Москве проходит выставка фотохудожника Эрика Йоханссона.
Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые представляет российской публике выставку молодого шведского фотохудожника Эрика Йоханссона, известного своими постановочными сюрреалистическими пейзажами. Каждая его работа состоит из фрагментов множества кадров, тщательно обработанных и ловко объединённых в графическом редакторе. Йоханссон смело вторгается с манипуляциями в изображение, конструируя фантазийные образы и расширяя границы человеческого восприятия.
С ранних лет он беспрестанно рисовал, вдохновляясь работами великих художников-сюрреалистов: Рене Магритта, Сальвадора Дали и Маурица Эшера, пока не обзавелся фотокамерой и не освоил графическую обработку изображений. Поначалу это был лишь увлекательный эксперимент, но совсем скоро Йоханссон полностью посвятил себя фотографии, однако не в классическом её понимании.
Эрик не фиксирует момент, но реализует свои фантазии, используя фотокамеру и полностью конструируя места и ситуации. Совмещая в кадре реально существующие объекты, он стремится к максимальной реалистичности изображения, так что его фантазийные миры кажутся настоящими. "Никто не может сказать, что это не выглядит реалистично, если я действительно запечатлел все это на камеру" – комментирует автор, определяя свой стиль как "фотореалистический сюрреализм".
Весь процесс создания работы у Эрика делится на три стадии. Первая – это планирование. Автор прорабатывает множество идей, фиксируя их на бумаге. Отобрав самое лучшее, он приступает к поиску мест, предметов и архитектурных сооружений, которые могут стать частью финального изображения. Этот этап может растянуться на месяцы, и даже годы. Вторая стадия – это съёмка найденного материала. Эрик принципиально не использует чужие снимки для создания будущих изображений. Для него важно полностью быть ответственным за реализацию своих идей, поэтому все исходные фотографии он делает самостоятельно. Заключительный этап работы напоминает головоломку: Эрик обрабатывает изображения в графическом редакторе, соединяя воедино все части мозаики.
В каждой работе Йоханссона непременно присутствует элемент загадочности и волшебства. Слово "магическое" происходит из персидского языка и имеет те же корни, что и немецкое "mögen" – "мочь", "быть способным к чему-то". Магия фотографий Эрика Йоханссона сводится к тому, чтобы захватить невозможное и представить это максимально реалистично. Изображаемые им предметы свободны от связей, существующих между вещами в мире повседневности. В созданной им реальности есть край земли и плавающие города, овечья шерсть превращается в кучевые облака, а день приходит на смену ночи, благодаря регулировщику, который подобно греческому богу Хроносу, следит за ходом времени.
Страсть Эрика к рисованию и его интерес к манипуляции человеческим восприятием реализуются также в проектах в публичных местах. Он создает «уличные иллюзии» в 3D – крупномасштабные рисунки, трансформирующие пространство улицы, завораживая прохожих своей реалистичностью. Фотографические проекты автора были показаны в разных городах мира, включая Швецию, Чехию и Австралию. В 2011 году он выступал на конференции TED в Лондоне. В начале 2016 года Эрик выпустил свою первую книгу "IMAGINE", в которую вошли фотографии из его личных проектов, созданных за последние 9 лет.