Наследие Эшера. К столетию со дня рождения

Живые структуры в связи с работам М.К. Эшера

Тамаш Фаркаш (Tamaás Farkas)

Эшер - вдохновитель на исследования

М.К. Эшер интерпретировал трехмерные пространственные структуры при помощи живого мира - фауны, флоры и человеческих фигур. Его пространственные формы ведут себя уникальным образом: они выглядят реалистичными, но не могут быть созданы в реальном трехмерном мире. К этому зрительному феномену, иллюзии на плоскости, Эшер подходил в разных сторон. В представлении пространственных структур Эшер использовал треугольник Пенроуза и ленту Мебиуса. Я имел дело с представлением этих "живых" форм на плоскости, определяя правила организации базовых структур. Эксперименты и проектирование таких органических структур стали захватывающей областью для фундаментальных исследований.

Я познакомлю вас с основными принципами, которые могут помочь вам распознать и понять различные области моих исследований. Я определил пять основных областей, в которых пересекаются искусство и наука.

  1. Непрерывные объемные конфигурации. По большей части это фигуры в форме призмы с квадратным сечением. Такие фигуры появляются в картинах Эшера "Лента Мебиуса", "Лента Мебиуса II" и "Водопад".
  2. Зрительные и логические взаимосвязи между объемными фигурами, организующиеся модульные структуры в совмещенные фигуры. Примеры даны в картинах Эшера "Звезды" [1, кат. номер 359] и "Бельведер".
  3. Зрительная и логическая организация объемных форм, созданных как правило из кубов или призм, как в работе Эшера "Цикл".
  4. Организация объемных фигур в системы подобные лестнице с картины Эшера "Восхождение и спуск".
  5. Симметрично повторяющиеся плоские и объемные формы, заполняющие плоскость или пространство (Данные формы могут быть размножены во всех направлениях, полностью заполняя пространство). Примером может служить картина Эшера "Метаморфозы II".

Мое пространственное искусство

Я увлекся исследования и создание художественных представлений странных объемных конфигураций в 1972 году. На сегодняшний день я создал около 1500-2000 невозможных форм.

Основным направлением исследований стало создание так называемых непрерывных объемных фигур первого типа. Их главной характеристикой является то, что структура формируется из одной, двух или трех линий. Линии описывают повторяющийся путь на плоскости. Прямоугольная призма выглядит реальной и может поворачиваться во всех направлениях в заданной области пространства с шагом в 90 градусов. Зритель может проследить движение объемной структуры в картине "Celtic XII 96" (рис. 1, слева). Формы следуют друг за другом, перекрываясь то сверху, то снизу. Аналогичные правила описывают структуру с картины "Celtic VIII 96" (рис. 1, справа), где звездообразная структура становится непрерывным объектом, где линии образуют повторяющуюся форму. В некоторых местах формы линии перекрывают друг друга, но никогда не пересекают и не соединяются друг с другом. Многие из таких структур организованы по шестиугольной сетке, но еще больше структур организованы по треугольной и квадратной сетке.

Рис. 1 Тамаш Фаркаш. Слева - "Celtic XII", 1996. Справа - "Celtic VIII", 1996. Бумага, графика.

В работах второго типа, объемные формы отличаются - линии пересекаются и соединяются друг другом. Одновременно появляются боковые стороны, формируя части кубов и призм, соединенных друг другом, образуя невозможную фигуру. В основном они представлены на шестиугольной сетке, но могут также существовать и на треугольной или квадратной сетках. Если мы будем смотреть на центр фигуры "Atlantis VI 86" (рис. 2, справа), то будем воспринимать пространство во всех направлениях. Соединение кубоподобных форм в этой фигуре нереально, поэтому мы можем обнаружить в данной фигуре шесть проекций куба. Эффект фигуры "Magical Space 86" (рис. 2, справа) подобен вращению плоской рамки.

Рис. 2. Тамаш Фаркаш. Слева - "Atlantis VI", 1986. Справа - "Magical Space", 1986. Холст, масло.

Объемные формы кубов и призм создают единую систему, касаясь или соединяясь друг другом в работах третьего типа. Основой структур, созданных таким способом, является спираль и круг. Спираль может иметь одну, две, три и даже шесть направляющих. В работах данного типа можно обнаружить одновременно несколько боковых сторон. Кубы сжимаясь особым образом на картине "Crystal-M 18/86" (рис. 3, слева) создают нереальную форму как бы вырастая друг из друга. Здесь можно обнаружить шесть лицевых сторон, а также спиральный след кристаллоподобной конструкции.

Рис. 3. Тамаш Фаркаш. Слева - "Crystal-M 18", 1986. Справа - "Pyramid", 1997. Холст, масло.

Более сложные фигуры с лестницами, которые обычно самоорганизуются в цельную систему, представлены в работах четвертого типа. Мы можем либо двигаться по лестницам данной фигуры по кругу, либо двигаться вперед к центру. Работа "Pyramid 97" (Рис. 3, справа) содержит три треугольника Пенроуза объединенных лестницами в невозможную лестничную конструкцию. Если двигаться взглядом к внешнему краю структуры, мы не увидим нереальности. Фигура будет выглядеть возможной, но движение взгляда к центру приводит к нарушению трехмерной реальности.

В работах пятого типа мы находим повторения плоских или объемных конфигураций на поверхности. Плоские фигуры обычно располагаются так, чтобы быть равноудаленными друг от друга. Одна форма может повторяться постоянно или три разные формы могут создавать основу, в которой одни элементы перетекают в другие. Объемные фигуры также могут вызывать аналогичный эффект. Система может распространяться во всех направлениях, регулярно и симметрично заполняя двухмерную плоскость. Таким образом, система расширяется до бесконечности. Формы фигур могут меняться несколько раз, так что мы можем обнаружить одну, две или три формы в одной системе. Картина "Dynamic Pattern II 90" (рис. 4) может быть так "прочитана" разными способами.

Рис. 4. Тамаш Фаркаш, "Dynamic Pattern II", 1990. Холст, масло.

Мы выражаем глубокую признательность М.К. Эшеру за открытие дверей в захватывающий и многообразный мир, расширившему своими работами границы нашего зрительного восприятия.

Литература

  1. F.H. Bool, J.R. Kist, J.L. Locher, F. Wierda, eds., M.C. Escher, His Life and Complete Graphic Work, Harry Abrams, New York, 1982.