Тезисы конференции Impart-2014

Художественное, типологическое, иллюзорное

Л.Б.Фрейверт, доцент МГУТУ им. К.Г. Разумовского

Тема «невозможных объектов» и всякого рода иллюзий – отнюдь не только оптических – всегда будет привлекать к себе внимание людей, причастных к искусству. Искусство искусственно по определению. Ведь оно есть своего рода "невозможный объект". Его создания – то, что отсутствует в практической реальности. Если воспользоваться формулировками В.Б. Шкловского, искусство есть "прием", и главный среди них – "остранение", т.е. придание вещи, объекту необычных свойств, опять-таки отсутствующих в обыденной жизни. Остранение – это и есть придание иллюзорных свойств и, одновременно, разоблачение иллюзорности того, что кажется правильным и привычным. Оптическая иллюзия – одно из проявлений универсалии, мегаархетипа художественности. Это соприкосновение и игра с фундаментальными категориями: действительность, неизбежность, возможность, невозможность.

Невозможными объектами являются все абстракции нашего мышления, архетипы и идеальные типы. Тема "невозможного объекта" связана еще с одной категорией архетипического порядка: это категория чуда, т.е. нарушения обычного, закономерного хода вещей. Иначе говоря, характеристика "невозможности", "чудесности" есть неотъемлемая характеристика искусства. За пределами очевидности искусство выявляет скрытое или наоборот: очевидное, "видное очами" выявляет отсутствие этого видимого.

Иллюзорное тесно связано также фундаментальной категорией комического. Согласно концепции Жан-Поля, сформулированной им в "Приготовительной школе эстетики" [1], комическое возникает там, где действуют одновременно два плана: видимый и подразумеваемый. Нет ничего смешного в том, что молодой человек внимательно слушает наставления своего отца (пример, приведенный Жан-Полем). Но это до тех пор, пока мы не знаем, что он пишет комедию, один из персонажей которой – ворчливый отец. Характерен и эпи- зод из книги Ж.-Б. Коклена "О технике актера" [2]. Некий шут умел очень хорошо визжать поросенком. Один крестьянин спрятал у себя за пазухой маленького поросенка и незаметно щипал его, но был освистан. Вероятно, в визге шута было слышно одновременно поросячье и человеческое. Аналогичным образом, как думается, обаяние оптической иллюзии в том, что она разоблачаема. В ней всегда есть комический и/или трагический подтекст.

Оптические иллюзии есть часть перцептивных иллюзий вообще. Также частью нашего мира являются иллюзии слуховые. Они имеют несколько видов: это звукоподражательность, тембровые иллюзии и иллюзии, связанные со свойствами созвучий в ладо-гармоническом контексте. Все они имеют свои аналоги в визуальной сфере. Звукоподражательность есть как бы акустическая тень фигуративного искусства. Широко известен тот факт, что Н. Паганини умел "извлекать" из скрипки слова.

Тембровые иллюзии, когда один инструмент, или одни инструменты, изображают собой другой или другие, подобно изображению в живописи блеска драгоценных камней, тканей и т.п. В 3-й части 7 симфонии Шостаковича слышится орган: такое звучание образуется характерными приемами оркестровки. В симфонической увертюре "Светлый праздник" Н.А. Римского-Корсакова фаготы звучат так, как будто это валторны.

Прямым аналогом оптических иллюзий является энгармоническое равенство созвучий и возможная благодаря этому энгармоническая модуляция: переосмысление созвучия и переключение его в другой контекст. Визуальный аналог этого – например, "Прогулки Евклида" Р. Магритта, фантазии М. Эшера или, в более простом варианте, куб Л. Неккера, треугольник Р. Пенроуза, бутылка Ф. Кляйна.

Фактически невозможным объектом является любое условное 2х-мерное изображение или даже, шире, любое фигуративное изображение. Такие произведения как "Французские послы" Г.Гольбейна или архитектурные фантазии Дж. Пиранези демонстрируют это непосредственно. Невозможный объект – необходимый этап работы над возможным объектом (рисунки А. Аалто к проекту библиотеки в Выборге). Интерес к невозможным объектам, преодоление этой невозможности – М. Эшер и С. Фукуда.

Любое условное изображение, эскиз, набросок, концепт есть вариант невозможного объекта. Иначе говоря, они – предки всех ныне существующих дизайн-объектов. В этих последних содержится память о невозможном, своего рода атавистический зов. Причем не только невозможность взывает к возможности, но и наоборот.

Фактически невозможными объектами являются многие подготовительные изображения и учебные упражнения. Это справедливо отнюдь не только для визуальных форм. В музыке, в полифонии существует такой подготовительный способ работы, который называется "техника трех строчек". Если нужно, чтобы данная музыкальная тема сочеталась с двумя другими, или с одной и той же, но различными способами, пишется условное трехголосие (с мнимой строкой), которое предполагает реальное звучание только двух двухголосий. Нечто подобное может происходить в дизайне, когда некий объект или элемент должен быть сочетаем с различными условиями, которые несовместимы друг с другом [см.3]. Так, например, какой-нибудь механизм должен работать в холод и в зной, в ручном и в автоматическом режиме. Эти противоречащие друг другу условия как бы сосуществуют в данной вещи и придают ей характер невозможного объекта.

Своего рода иллюзией, невозможным объектом можно, вероятно, считать, каламбур, анаграмму или анаграммирование [см. 4, с.281,296].

Реальное и иллюзорное образуют некий симбиоз, а еще чаще – некоего кентавра. Чем реалистичнее изображение (например, тромпей-обманка), тем оно иллюзорнее. Совершенно фантастические абстрактные композиции или фантазии Я. Чернихова почти не скрывают материальную составляющую изображения. Невозможные объекты напоминают нам о том, что граница между возможным и невозможным постоянно отодвигается. Это справедливо и для искусства в целом, чьи невозможные объекты раскрывают перед нашим взором новые грани реального.

Примечания:

  1. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981.
  2. Коклен Ж-Б. Об искусстве актера. М.-Л., 1937.
  3. Фрейверт Л.Б. Контрапункт в дизайне// Festschrift Валентине Николаевне Холоповой: мат. науч. конф. - М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007.
  4. Алленов М.М. Архитектура в "Камне" Мандельштама// Алленов М.М. Тесты о текстах. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С.271-301.