Часовня Рождества Богородицы

Агафонова А. Ю.
кандидат искусствоведения, доцент кафедры Художественного металла,
член Союза дизайнеров России, ТСХР и МСХ

Всем известно, что мотивы в стилистике имп-арта и невозможные фигуры давно и широко используются в изобразительном искусстве и дизайне. Для художников, искусствоведов, дизайнеров и других специалистов будет интересно рассмотреть опыт художника, который применил на практике невозможные фигуры в росписи православной часовни, впервые решив авторские задачи пластическим языком имп-арта в современном архитектурном объекте, в таком объёме и масштабе.

Весной 2013 года выпускнику МГХПУ им. С.Г.Строганова кафедры монументально-декоративного искусства Матько Е.Е. поступило предложение от коллеги председателя Черновицкого Союза Художников И.Н. Салевича создать и осуществить проект часовни Рождества Богоматери. Часовня была построена по проекту Т. Скрипы и находится в старожиневском районе в 25 км от г. Черновцы. Часовню воздвигли по желанию матери семьи Титуса Скрипы, она должна была не только стать реликвией этого рода, но и достоянием села Иживцы. (Для Западной Украины характерно устанавливать семейные православные часовни на частных территориях.)

Пятиглавая часовня из красного кирпича, представляет собой величественное сооружение с прекрасными пропорциями. Своими размерами она сопоставима с церковью Покрова на Нерли, храмом иконы Казанской Богоматери в Рыбинске и др. памятниками православного зодчества. Место для здания часовни выбрано очень удачно: в центре живописного посёлка, на берегу небольшой речки храм привлекает внимание блеском золотых анодированных куполов, поднятых на высоту 10-12 метров.

Летом того же года роспись была спроектирована, эскизы были одобрены заказчиком и получено благословение священника. Предстояло расписать более 120 квадратных метров в интерьере, который включал в себя поверхность стен, барабана, купола и плафона. В основу цветового строя этой работы были положены сочетания розового, синего (богородичного), охристо-золотистого, бирюзового, кораллового - цветов характерных для буковинской школы монументальной храмовой росписи. Сюжеты были предложены священником и заказчиком. Это - Рождество Богородицы, Рождество Христа, Крещение Христа и фигура первого христианского императора Святого Константина. Восьмигранное устройство архитектуры интерьера часовни определило художественное решение автора и послужило основой к созданию оригинального художественного проекта. В результате работы над эскизами художник Е. Матько приходит к нестандартному решению – изобразить ряд канонических сюжетов, связав их с мотивами в стилистике имп-арта в единую композиционную структуру. Такой опыт не был первым для художника. Ранее в 2011 году в Покровском храме в воронежской области в композициях с евангелистами были применены мотивы в стилистике имп-арта с обратной перспективой.

В конце июля начались художественные работы на объекте. Руководил и выполнял самые сложные и ответственные участки стенописи Евгений Матько, к выполнению проекта на разных этапах подключились председатель черновицкого союза художников Иван Салевич, доцент кафедры Художественного металла Анастасия Агафонова и выпускники Киевской академии Художеств, которые помогали расписывать архитектурные фоны, орнаменты, детали архитектуры и фрагменты облачений фигур. Роспись необходимо было выполнить в кратчайшие сроки к 20 сентября, к празднованию Рождества Богородицы.

Канонические сюжеты занимают центральные места в пространстве плоскости стен. Фигуры Богоматери, Иисуса Христа, Святого Константина, Иоанна Крестителя, Евангелистов, Ангелов и других библейских персонажей выполнены чуть меньше полного роста, такой художественный приём позволят приблизить масштаб к человеку, и способствует усилению выразительности композиций, возводя их в чин храмовой росписи крупного архитектурного ансамбля. Центральное место в росписи занимает христианский сюжет Рождества Богородицы. Отличительной особенностью этой картины является преобладание приглушённых розовых и глубоких синих тонов, хорошо прослеживающийся вертикальный ритм, подчёркнутый фигурами и архитектурными деталями. Справа от центральной композиции расположена роспись Рождества Христова, её отличает большая динамичность и контрастность, полученная в результате диагонального расположения изображения фигуры Богоматери, насыщенных цветовых сочетаний охристо-золотого, тёмно-бардового, кораллового в одежде Богоматери и на фоне условного вифлиемского пейзажа. На противоположной стене расположена роспись с изображением сцены Крещения Христа. Этот сюжет выполнен в красивой бирюзово- охристой цветовой гамме, ниспадающие потоки воды, создающие вертикальный ритм, подчёркиваю пластику изображения фигуры Христа и Иоанна Крестителя. Над входной дверью в часовню изображена фигура Константина, выполненная в коричнево-красной цветовой гамме на глубоком синем фоне, величественная фигура Святого Константин предстаёт в окружении ангелов. Все многофигурные композиции выполнены согласно канонам. С особым вниманием проработаны лики, складки одежды, крылья ангелов, здесь нет незначительных деталей. Такой профессиональный подход предает фрескам особую пластику, одухотворённость. Благодаря насыщенному колориту, выразительной технике многослойного письма роспись получила яркий, запоминающийся характер, наполнила архитектуру не только необходимым библейским содержанием, но и создала атмосферу праздничного ликования.

Здесь Евгению Матько удалось реализовать оригинальные авторские художественные приемы. Совершенно новым явлением в художественном решении храмовой стенописи стало включение в композицию росписи имп- артовских мотивов, невозможных фигур. Художник ввёл в роспись интерьера часовни невозможные треугольники и пирамиды Оскара Реутесварда, Влада Алексеева, Станислава Коненко и колонны Александра Шумова. Невозможные фигуры были творчески переосмыслены и стали частью архитектурного фона. Они являются и связующими элементами фигуративных композиций стен, купольного пространства, и осуществили структурную связь с архитектурой часовни, придав росписи необходимую динамику и выразительность.

Уникальность этого проекта состоит в том, что здесь был продемонстрирован качественный переход от традиционных художественных приёмов к дальнейшему развитию храмовой росписи. Органично вошедшие в пластику библейских сюжетов невозможные фигуры по-своему интерпретировали ирреальный божественный смысл религиозной доктрины. Не случайно настоятель отец Константин высказал мнение о фресках часовни как о происшедшем чуде. Таким образом, пример росписи часовни Рождества Богородицы позволяет искусствоведам рассматривать этот опыт как новый уровень восприятия канонических образов в контексте современного искусства.