Приключения с невозможными фигурами
7. Плоскости, находящиеся одновременно близко и далеко
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p71-1.jpg)
Фигура в виде перевернутой буквы U на рисунке (a), безусловно, плоская. На рисунке (b) у нее уже есть толщина, но ясно, что лицевая поверхность фигуры находится вблизи нас и все равно плоская. Мы также можем верить, что задняя сторона фигуры также плоская, хотя у нас нет доказательств этого, так как она не видна.
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p71-2.jpg)
На рисунке (с) фигура стала толще, а также появился небольшой куб сбоку. Пока что нет никаких проблем. На рисунке (d) куб перемещен вплотную к фигуре, сразу же порождая конфликт. Области фигуры P и Q находятся на одном расстоянии от нас. Аналогично Q и R также находятся на одном расстоянии от нас. Но область P, определенно, находится ближе к нам, чем R. Мы получили фигуру, в которой плоскость изображена так, как будто она имеет два разных расстояния до наблюдателя в одно и то же время. В результате получается невозможность.
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p72-1.jpg)
Мы можем сделать следующую невозможную фигуру из маленького куба, используя куб еще меньшего размера. Такой процесс можно продолжать до бесконечности... Но, наверное, трех шагов пока достаточно!
Мы можем сыграть в аналогичную игру с тремя (или более) колоннами, на которых лежит балка. Заметьте, как массивная балка и массивное основание формируют сильное ощущение реалистичности, которое затем разрушается положением оснований трех колонн. Сравните эту фигуру с рисунком на странице 66. Вдохновленный картинами Магритта, бельгиский художник Жос де Мей нарисовал огромное количество удивительно реалистичных картин, использующих данную идею.
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p73-1.jpg)
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p74-1.jpg)
Толстая стена с дверным проемом находится на двух разных расстояниях от нас. Рисунки такого рода становятся более интересными при добавлении к ним дополнительных деталей. В данном случае маятник Фуко придает картине сильное ощущение вертикальности.
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p75-1.jpg)
"Ладно! Ладно! Я знаю, ты построил это по первому наброску плана Парфенона. Я только хочу сказать, что должна быть какая-то причина, почему древние греки покинули его!"
Пример из пятнадцатого века
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p76-1.jpg)
В 1902 году во время реставрации церкви Grote Kerk в городе Бреда (Голландия) была открыта невозможная фигура XV века. Это самая ранняя из известных невозможных фигур. На фреске изображен Архангел Гавриил, рассказывающий деве Марии о будущем ее сына. Сцена обрамлена двумя арками, опирающимися на три колонны. Две внешние колонны находятся на переднем плане, в то время как средняя колонна исчезает за столом. Существует очевидная практическая необходимость использования невозможной фигуры в данном случае, так как художник не хотел разделять сцену на две части колонной.
Историк-искусствовед J. Kalf описал это изображение в своей книге 'De monumenten de voormalige Baronie van Breda', опубликованной в Утрехте в 1912 году. Он писал: "На фреске изображена комната, разделенная на две половины (неправильно расположенной в перспективе) красной колонной с серой капителью."
Он описал невозможность как 'неправильное расположение в перспективе'. Как еще он должен быть описать ее за годы до открытия невозможных фигур и признания их существования? Мы никогда не узнаем, была ли у художника какая-то проблема с изображением перспективы или он сознательно решил нарисовать невозможную фигуру. Хотелось бы думать, что он это сделал намеренно!
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p77-1.jpg)
На данном изображении, основаном на той фреске, идея невозможной арки использована больше одного раза.
Казематы Пиранеси
В 1760 году была опубликована серия литографий Джованни Батиста Пиранеси, называвшаяся 'Carceri d'invenzione' или 'воображаемые тюрьмы'. Данная серия явилась адаптацией более ранней серии литографий, сделанных художником в 1745 году.
Многие писатели ломали голову над изображениями мистических пространств. Пиранеси не оставил каких-либо подсказок, которые могли бы помочь понять их. Но видно, что он использовал невозможные фигуры – осознанно или неосознанно.
На данной иллюстрации представлена левая часть литографии XIV.
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p78-1.jpg)
![](../../../images/articles/awif/chapter7/p78-2.jpg)
На рисунке (a) изображена упрощенная схема литографии. Эффект невозможности возникает между точками A и B в месте, где мост C исчезает за второй колонной. На рисунке (b) изображена схема, в которой видна самая суть невозможности. Символы A,B,C соответствуют таким же символам на рисунке (a).
Rudy Kousboek принес показать мне эту литографию и описал данный эффект как невозможный четырехбалочник. На мой взгляд, это не совсем так, но достаточно близко.